Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе - защищать и отстаивать свои права и интересы. В условиях становления и развития демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору.
Эти компетенции можно развивать на уроках обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах.
Изучению основ избирательного права было посвящено общешкольное внеклассное мероприятие в форме деловой игры на тему «Выборы депутатов Школьного парламента», которое проходило в нашей школе с 19 по 26 октября с участием учащихся 5 – 11 классов. Игра проходила в рамках Недели правовых знаний, ставшей уже традиционным мероприятием в нашей школе.
Подобные мероприятия позволяют решать сразу три важных проблемы школьного сообщества: создание выборных органов школьного самоуправления, правовое просвещение школьников в области избирательного права и сплочение школьного коллектива путем организации и проведения коллективного творческого дела.
Накануне проведения игры на общешкольной линейке организатор данного мероприятия Левкина Л.А познакомила учащихся с целью проведения и условиями игры, а также с ее календарно-тематическим планом.
Затем слово было предоставлено директору школы Куншину Д.В., который от имени Президента школьной республики, которую организаторы игры назвали «Поколение NEXT», огласил Указ о назначении выборов депутатов Школьного парламента и о дне голосования.
Директор школы акцентировал внимание учащихся на том, что именно Президенту, как Главе государства принадлежит право назначать выборы депутатов Парламента.
Календарно-тематический план игры «Выборы депутатов Школьного парламента» был размещен на информационном стенде школы.
Перед началом игры, на подготовительном этапе, были проведены классные часы по вопросам избирательного права, где состоялось выдвижение кандидатов (по одному кандидату от каждого класса), членов избирательной комиссии и наблюдателей на предстоящих выборах. Каждый класс, в данном случае, должен был представлять политическую партию, поддерживающую своего кандидата на протяжении предвыборной кампании.
Классы придумали название партий, визитную карточку (небольшое представление в поддержку своего кандидата), помогли представителю партии в разработке предвыборной программы.
На данном этапе также осуществлялось формирование избирательной комиссии школы, регистрация кандидатов в депутаты, подготовка избирательной комиссией всей необходимой документации.
На втором этапе, 22 – 23 октября, проходила предвыборная агитация кандидатов в депутаты. Партиям было предложено в качестве домашнего задания создать агитационный плакат с информацией о своем кандидате и о его предвыборной программе. Плакаты были вывешены на информационном стенде «Выборы в депутаты Школьного парламента». Агитационные материалы оценивались на конкурсной основе, и лучшим оказался агитационный плакат Круглова Романа, кандидата от партии «Единая Заря» (8 класс).
Следующим мероприятием избирательной кампании по выборам депутатов Школьного парламента стала игра «Дебаты», состоявшаяся в среду после учебных занятий. Она стала главным событием всех предвыборных этапов, превратившись в увлекательное и познавательное общешкольное мероприятие, формирующее у учащихся навыки публичного выступления, ведения дискуссии, диалога и сотрудничества.
Перед началом игры всем участникам и педагогам были розданы смайлики, которые они должны были подарить в конце мероприятия тому кандидату, чье выступление, на их взгляд, было наиболее интересным и убедительным, прописав на обратной стороне смайлика порядковый номер кандидата. Порядковый номер кандидата и последовательность выступления «партий» определялось жеребьевкой.
Мероприятие началось со вступительного слова ведущего Левкиной Людмилы Анатальевны, которая сообщила цели игры, представила членов жюри, которое должно было оценивать выступление команд и определять победителя. По правилам игры команда, набравшая наибольшее количество баллов, получала 3 дополнительных голоса на выборах в депутаты Школьного парламента, две следующие за победителем команды соответственно два и один голос.
Далее учащимся была представлены наглядная презентация и видеофрагменты по истории и вопросам избирательного права в России.
После полученной информации настало время представления и выступления кандидатов и их партий со своими визитными карточками и предвыборными программами.
Партия 5 класса - «Классная компания», их кандидат – Кротких Анна. Семиклассники представляли партию «Молодая гвардия» и кандидата Бартеву Валентину, 8 класс – партию «Единая Заря» и кандидата Круглова Романа, 9 класс – партию «Власть молодым» и кандидата Миронова Илью, 10 класс – партию «Свобода» и кандидата Палкина Татьяну, 11 класс – партию «Справедливая семерка» и кандидата Ярославцеву Валерию. К сожалению, 6 класс единственный, кто не принял участие в игре по непонятным причинам.
Все выступления команд были достаточно интересными, яркими и убедительными с применением современных средств визуальной агитации: видеороликов, презентаций, лозунгов и т.д. Видеоролик 5 класса оказался лучшим и более содержательным.
После выступления партий перед непосредственными дебатами была проведена небольшая викторина по избирательному праву, по результатам которой команда – победитель получала 3 дополнительных голоса на предстоящих выборах, команда, занявшая 2 место – 2 голоса и 3-место – 1 голос.
В ходе дебатов кандидаты отвечали на вопросы ведущей, затем аудитории, задавали вопросы друг другу. Дебаты стали серьезным испытанием для кандидатов в депутаты. Нужно было не только правильно отвечать на вопросы, но делать это оперативно, а в некоторых случаях выражать и доказывать свою точку зрения.
Несмотря на то, что мероприятие несколько затянулось по времени, оно прошло в достаточно хорошем темпе, в зале не было скучающих и равнодушных.
В конце дебатов нужно было определить рейтинг кандидатов, т.е. подарить смайлик тому кандидату и партии, выступление которых было наиболее интересным и убедительным. По итогам игры победителем стала Палкина Татьяна, представитель партии «Свобода».
Предпоследним днем перед голосованием стал день тишины (четверг, 25 октября). В это день прекратилась предвыборная агитация кандидатов, но началась активная деятельность членов избирательной комиссии по организации избирательного участка для проведения голосования.
И вот в пятницу, 26 октября, наступил долгожданный день голосования. Голосование проходило в зале школьной библиотеки. Учащиеся отдавали свой голос за двух понравившихся кандидатов в течение учебного дня на переменах. За ходом голосования следили общественные наблюдатели, выбранные из учащихся школы.
По окончанию выборов был произведен подсчет голосов школьной избирательной комиссией, в присутствии наблюдателей, и определение победителей выборов в депутаты Школьного парламента. Победителем игры по итогам голосования стала учащаяся 7 класса Бартева Валентина, на втором месте – десятиклассница Палкина Татьяна, на третьем ученица 5 класса Кротких Анна.
Поздравляем победителей!
Текст: Левкина Л.А., учитель истории и обществознания
На фото: выборы в Школьный парламент
Все внеклассные мероприятия »