Официальный сайт МКОУ СОШ п.Заря Опаринского района Кировской области







К Дню родного языка


 К Дню родного языка

 К Дню родного языка

 К Дню родного языка

 К Дню родного языка

 К Дню родного языка

 К Дню родного языка

Был обычный школьный день. Только обучающиеся 9 класса к нему долго готовились и постоянно спрашивали: "Когда будет этот урок?" Что же их интересовало? Оказывается, девятиклассники должны были проводить урок русского языка для обучающихся 5 класса. Такие уроки относятся к новаторским, новым технологиям обучения, носят название интегрированных. Это не простой урок, для которого материал можно взять из учебника, – необходимо самим найти нужную информацию по теме "Толковый словарь – картина мира". Приурочен он был к Дню родного языка.

Первым этапом подготовки явилось домашнее задание для обучающихся 9 класса: лингвистическое сочинение по данной фразе. Каждый из семерых девятиклассников написал, как понимает тему, в чем видит основную мысль, привел доказательства из словаря.

Второй этап – деление класса на группы с целью сбора информации, связанной со "своим" словарем. Ребята взяли 6 разновидностей толковых словарей. Далее необходимо было проанализировать собранный материал и подобрать простые слова для объяснения пятиклассникам. Кураторство проекта взяла на себя ученица 9 класса Ноговицына Елизавета. Она подготовила презентацию, которой воспользовались остальные "учителя".

День родного языка отмечается во всем мире 21 февраля. В нашей школе этот день тоже не проходит незамеченным: проводятся словарные уроки, происходит знакомство с учеными-языковедами, их вкладом в языкознание. Вот и ученики 9 класса попробовали себя в их роли.

Оба класса собрались по звонку в кабинете русского языка и литературы. "Учителя" определили свою группу учеников 5 класса, чтобы в конце урока провести лингвистическое соревнование.

Сначала Елизавета Ноговицына рассказала о назначении словарей и привела слова А.Франса: "Словарь – это вселенная в алфавитном порядке". Словари играют значительную роль в современной жизни, ведь в них можно отыскать знания, накопленные на протяжении веков. Далее девятиклассники коротко анонсировали толковые словари Даля В.И., Ушакова Д.Н., Ожегова С.И., этимологический словарь Фасмера М., фразеологический словарь Федорова А.И., словарь русского языка под редакцией Евгеньевой А.П.

Обучающиеся 5 класса в свою очередь вспоминали изученную тему "Лексика" и пытались определить лексическое значение слов, загаданных им. Слова были не просто "вырваны" из словарей, а взяты с "прицелом" использовать эту лексику в повседневной или общественной жизни. Например, на зимней Олимпиаде 2014 года часто говорили о шорт-треке, в котором российские спортсмены стали победителями. Что обозначает это слово? Или есть ли в нашем поселке стела? Пришлось обращаться к словарю за правильным ответом.

Таким образом, "учителям": Вохмянину Павлу, Ивановой Екатерине, Киверину Никите, Мухачевой Виктории, Пундевой Алине, Плюснину Николаю – пришлось поработать, находя значения слов со своими подопечными.

Лингвистическая битва не была проиграна никем, потому что каждый ученик обогатил свою память знаниями о значении многих неизвестных ранее слов и фразеологизмов, убедился в богатстве и разнообразии родного русского языка, интересно провел время на необычном уроке.

Хотя работа со словарями ведется почти на каждом уроке русского языка и литературы, нелишне напомнить слова знаменитого ученого-языковеда И.И.Срезневского: "Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых книг для всякого образованного человека". Хочется призвать всех учащихся беречь наш язык, "наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное предками".

Тверская З.П., учитель русского языка и литературы

На фото: на мероприятии, посвященном Дню родного языка

Все внеклассные мероприятия »





Copyright © 2010 - 2019 МКОУ СОШ п.Заря. All rights reserved. (ver.2.2)
Электронная почта -